Инновационный менеджмент

Цель дисциплины – формирование у студентов мышления, базирующегося на знании основ инновационной деятельности для осуществления их профессиональной деятельности, на основании получения необходимых теоретических знаний и формирования практических навыков в области  управления инновациями. Дисциплина предназначена для того, чтобы в ходе усвоения курса повышалась профессиональная подготовка студентов. Будущие специалисты получают необходимые конкретные знания в области специфики управления инновационными объектами.

Инновационный менеджмент рассматривается в общей концепции менеджмента как разновидность функционального, имеющий сложный объект изучения, требующий особого подхода к осмыслению реалий современной экономики и выработке управленческих решений в целях эффективного управления развитием на основе инноваций. А также в уточнении терминологии, обеспечивающей содержательную характеристику понятий (по каждому разделу), разнопланово представленных в имеющихся источниках литературы (монографиях, учебниках, учебных пособиях). Системное изложение теоретических и практических вопросов и проблем курса «Инновационный менеджмент», его логическое построение направлены на достижение понимания студентами приоритетности инновационного развития современной экономики.

Решение конкретных задач, связанных с изучением дисциплины, помимо стандартных лекционных и практических занятий предполагает формирование навыков подготовки и принятия решений, в том числе в процессе самостоятельного освоения дисциплины. Названный результат достигается путем опросов, заполнения таблиц, формирования структурно-логических схем по темам курса. Заявленная цель дисциплины соотносится с целью подготовки будущих специалистов - решению профессиональных задач, способствует формированию экономического мышления способности к самостоятельной предпринимательской деятельности в современных условиях.

Задачами изучения дисциплины являются:

сформировать понимание необходимости управления не только функционированием социально-экономической системы любого уровня, но и ее развитием;

познакомить студентов с методическими основами управления инновациями;

сформировать навыки восприимчивости к нововведениям, разработки инновационных проектов развития, диагностики социально-экономических систем по критериям развития.

уметь применять на практике знания, полученные в ходе изучения дисциплины.

дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Инновационный менеджмент» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3). Дисциплина занимает важное место в системе подготовки менеджеров. Учебный материал дисциплины является закономерным продолжением таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Математика», «Управление изменениями», «Менеджмент организации: экономика и управление», «Социальное управление организацией» и др.

Основу учебного процесса составляют лекции. Наряду с лекциями предусматривается проведение семинарских занятий. Освоение курса предполагает самостоятельную работу студентов в формах: конспектирования лекций, подготовки к контрольным работам, семинарским занятиям, экзамену, изучения основной учебной и дополнительной литературы. Активно используются методы имитационного моделирования и группового принятия решений. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Педагогические методы, применяемые при изучении курса, предоставляют студентам возможность соотнести теоретические концепции и подходы с практикой функционирования предприятия, помогают им выработать практические навыки планирования экономической деятельности организации в быстро меняющейся рыночной среде.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения оснащены необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Может использоваться демонстрационное оборудование обеспечивающие показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-5, ПК-21, ПК-24, ПК-27, ПК-28, ПК-43, ПК-46, ПК-48. В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- суть понятий инновация, инновационный менеджмент, управление инновациями,

- методы анализа, прогнозирования, и экономического обоснования инноваций в т.ч. с использованием вычислительной техники,

- способы принятия управленческих решений различного уровня, ориентированные на мировые инновационные рынки,

- технологии управления инновациями различной направленности и сложности,

- показатели, отражающие соответствие инвестиционного проекта интересам его инвесторов и участников, в том числе в условиях неопределенности; доходность вложений; сроки окупаемости вложенного капитала; факторы риска, способные оказать существенное влияние на результат оценки и итог инвестиционного проекта;

уметь:

- использовать систематические процессы организаций для разработки новых и усовершенствованных продуктов, услуг и бизнес-процессов,

- анализировать различную финансовую, количественную и качественную информацию и обосновано выбирать варианты вложения средств,

- использовать различные технологии построения системы управления и внедрения инноваций на рынках и в организациях,

- проводить оценку привлекательности рынка нового продукта, планировать бюджет программы продвижения продукта на рынок,

- формулировать, выбирать и обосновывать  управленческие решения различного уровня на мировых рынках в условиях глобализации;

овладеть:

- способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации,

- практическими навыками и эффективными приемами управления инновациями, методическими навыками и эффективными приемами управления процессами НИОКР, реализуемыми в организациях,

- методами выявления перспективных направлений развития технологий и формирования рыночной привлекательности продуктов,

- навыками и эффективными приемами анализа основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования,

- практическими навыками и программными продуктами для выявления таких показателей как: период окупаемости проекта; чистый дисконтированный доход; внутренняя норма прибыльности; индекс прибыльности и др.