Информационные технологии в менеджменте

Основной целью изучения дисциплины является формировании у будущих специалистов в области менеджмента  теоретических знаний и практических навыков в области создания, функционирования и применения информационных технологий для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений.

Целью теоретической части курса является формирование у студентов:

ознакомление студентов с возможностями использования средств современных информационных и коммуникационных технологий при решении профессиональных задач;

целостного представления об информационном обеспечении и их роли в развитии общества;

понимания возможностей современных технических и программных средств информационных систем;

понимания целей и механизмов использования информационных систем и технологий в процессе производства товаров или оказания услуг.

Практическая часть курса является необходимым, неотъемлемым дополнением теоретической части и предназначена для освоения наиболее известных и распространенных в настоящее время программных средств и технологий. Целью практической части курса является обучение технологии использования современных программных инструментов  процессе  работы:

с инструментальными средствами получения, отображения, обработки, хранения и передачи информации.

на локальном компьютере или подключенном к  сети;

с любыми типами данных (табличными, текстовыми), структурированными и неструктурированными.

сформировать практические навыки применения возможностей пакетов прикладных программ в различных областях профессиональной деятельности;

познакомить с возможностями современных средств вычислительной техники при решении прикладных задач;

выработать навык работы с  нормативно-справочной документацией с использованием  современных информационных технологий;

студенты в результате изучения дисциплины должны обладать определенным объемом знаний об основных процессах преобразования информации, о тенденциях развития автоматизированных информационных систем;

знать основные сведения о распределенной обработке информации и информационных сетях;

уметь применять на практике знания по использованию прикладного программного обеспечения в сфере спортивно-оздоровительных услуг

иметь представление о мировых информационных ресурсах.

структуре основной образовательной программы

В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Она предполагает повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Дисциплина «Информационные технологии в сервисе»  базируется на  знаниях, полученных в результате изучения такой дисциплины как "Информатика", «Теория менеджмента», «Аудиовизуальные технологии обучения» и других общепрофессиональных и специальных дисциплинах.

Фундаментальные знания по информационным технологиям и информационному обеспечению даются в ходе изучения дисциплины "Информатика" (технические средства информационных технологий, системное и прикладное программное обеспечение, алгоритмизация и методы программирования, общетеоретические вопросы кодирования и защиты информации), поэтому курс «Информационные технологии в менеджменте» ориентирован на получение знаний об информационных технологиях и автоматизированных системах в организациях и более глубокого изучения прикладным профессиональных программ.

Проникновение информационных технологий (ИТ) в сферу организации, управления и обеспечения эффективности бизнеса, равно как и в область государственного управления, а также потребность в формировании менеджеров нового уровня, владеющих не только экономическими, но и информационно-технологическими и техническими знаниями, требует постоянного совершенствования знаний ИТ. Менеджер любого уровня при принятии решений основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации зависит эффективность его работы. В современных условиях ИТ играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей организации. Это выдвигает новые требования к информационным системам и их функциям. Такие системы должны порождать изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат организации конкурентное преимущество на рынке.

Информационные системы и используемые в их рамках информационные технологии управления (ИТУ) являются в организации результатом тех или иных решений менеджеров. Однако, в свою очередь, системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют организации. И каких бы консультантов в этой области руководитель не привлекал, окончательные решения необходимо принимать ему лично. Менеджер должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в организации и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов. Задачи управления информационными системами и ресурсами похожи для всех организаций. Рассмотрению всех этих вопросов посвящен данный курс.

От масштабов и качества использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов в области менеджмента зависят уровень экономического и социального развития любой организации и общества в целом. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают специалистам-менеджерам реальные возможности для выполнения аналитических и прогнозных функций, подготовки управленческих решений.

Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Как научная дисциплина область ИТУ обладает собственным предметом и научными методами. Предметом дисциплины ИТУ являются собственно ИТ, а также методы, процессы и процедуры, связанные с их созданием и применением. При этом ИТ рассматриваются в двух формах представления: 1) в виде спецификаций ИТ - стандартов, описывающих функциональные возможности или поведение объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.; 2) в виде реализаций ИТ (систем ИТ, продуктов ИТ, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т.е. в виде материализованных программным, информационным и/или аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.

Особенностью дисциплины является то, что в связи с быстрым изменением технической технологической базы необходимо активнее использовать on-line ресурсы сети Интернет для подготовки к занятиям и самостоятельной работы. Это связано с колоссальными темпами развития компьютерной техники, информационных технологий.

Изучение курса проходит как в аудиториях, так и в компьютеризированных классах что позволяет в должной мере сформировать необходимые компетенции у студентов, познакомив их не только назначением тех или иных информационных продуктов, но и показав на практике возможно их применения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18, ПК-3, ПК-20, ПК-21, ПК-33, ПК-34, ПК-47.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

источники информации и способы ее оценки;

современное состояние, возможности и тенденции развития информационных технологий;

назначение и возможности использования информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности менеджера;

приемы анализа и обоснования выбора технологий обработки управленческой информации;

основные принципы построения и функционирования компьютерных сетей;  способы соединения компьютеров в сеть и подключения к глобальной сети Интернет;

основные понятия и современные принципы работы с информационными системами управления.

уметь:

работать с информацией расположенной на персональном компьютере (файловой структурой) с помощью системного и стандартного программного обеспечения;

использовать программное обеспечение общего назначения в профессиональной деятельности (на примере офисных пакетов);

соблюдать основные требования информационной безопасности;

применять на практике полученные знания для решения типовых задач выбора и применения информационных технологий и систем, пользоваться справочными правовыми системами;

квалифицированно выполнять поиск информации в глобальных компьютерных сетях;

использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

овладеть:

способностью осознавать сущность и значимость информации в современном обществе, ориентироваться в основных информационных процессах;

методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

основными методами и рациональными приёмами сбора, обработки и представления научной, деловой и управленческой информации, применять средства вычислительной техники для обработки информации;

навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях, понимать и применять основные принципы обеспечения информационной безопасности и защиты информации;

методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения.