Иституциональная экономика

Целью изучения дисциплины «институциональная экономика» является ознакомление студентов с основами современной институциональной теории, с концепциями экономистов ХХ века, преодолевших ограниченность неоклассического подхода. Изучение данной дисциплины позволит сформировать  новую точку зрения на теорию организации и теорию менеджмента, что благотворно скажется в процессе применения этих знаний в практической деятельности.

Походами к решению образовательных проблем по дисциплине «Институциональная экономика» являются системный анализ, статистические методы, экспертные оценки и другие, предполагающие формирование навыков экономической и управленческой деятельности в современных условиях.

Заявленная цель дисциплины соотносится с целью подготовки будущих специалистов - решению профессиональных задач, способствует формированию экономического мышления менеджеров.

В процессе изучения дисциплины «Институциональная экономика» бакалавр должен научиться решать профессиональные задачи в области организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности. Поэтому задачи курса следующие:

овладение студентами основными методами анализа экономических явлений с позиций институциональной теории;

умение использовать адекватные методологии и инструментарий для исследования конкретных проблем российской экономики.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) основной образовательной программы. Дисциплина развивает и дополняет полученные знания по курсу «Экономическая теория», опирается на такие ранее освоенные курсы, как «Политология», «Математика», «Основы менеджмента».

Особенность дисциплины состоит в том, что позволяет рассматривать поведение индивида и функционирование государства комплексно и всесторонне с точки зрения определённой экономической среды и существующих на данный момент развития институтов. Дисциплина призвана способствовать формированию альтернативных взглядов на общество XXI века, его экономическое развитие, направлена на расширение кругозора и приобретение гибкости мышления. Поможет обеспечить успешное освоение таких дисциплин, как «Правоведение», «Основы теории социологии», «Теория организации».

Особенности изложения материала на лекционных занятиях связаны с изложением теоретического материала на примере разнообразных моделей определённых проблем, проведения сравнительного анализа развития экономики разных стран и континентов. В лекционном курсе предусмотрена критика ограниченности неоклассического подхода, знакомство с различными стратегиями организации (корпоративной, конкурентной и функциональной), основанных на понятиях нормы (правила), используемых при разработке и реализации проектов развития организации. Практические занятия направлены на закрепление знаний, полученных в результате аудиторной и внеаудиторной работы, с применением на практических  занятиях – блиц-опросов, тестирования, дискуссии, деловых игр и т.п. методов.

Аудитории для проведения занятий оснащены необходимой специализированной мебелью и техническими средствами для предоставления учебной информации студентам. Может использоваться демонстрационное оборудование, обеспечивающее показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-20; ПК-8, ПК-12, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

термины, категории, методы и алгоритмы, относящиеся к восприятию, анализу, преобразованию и обобщению информации с позиции институциональной теории;

сущность корпоративной социальной ответственности и её роль в развитии предприятия и общества в целом;

общие характеристики внешней и внутренней среды организации, как объекта управления, в том числе с учетом социального аспекта;

основные принципы экономического мышления и поведения в процессе управления организацией в контексте институциональных теорий;

методы определения основных макроэкономических параметров экономической системы.

уметь:

анализировать и использовать информацию об экономических событиях и процессах, о текущих проблемах экономики, в том числе и в научной и научно-практической литературе;

структурировать различные факторы, влияющие на построения и анализ управленческой ситуации;

осуществлять качественную оценку уровня корпоративной социальной ответственности предприятия;

анализировать и описывать различные управленческие ситуации и решения в условиях динамичной и сложной среды;

применять функции управления, учитывая принципы и особенности, присущие экономическому мышлению и поведению человека;

проводить оценку привлекательности рынка с использованием основных макроэкономических параметров экономической системы.

овладеть:

приемами, которые позволяют совершенствовать творчески, развивать и применять инновационные методы управления и гуманитарного знания;

способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

владеть различными способами оценки ситуации и ее последствий для обоснования управленческого решения;

способностью к экономическому образу мышления;

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления.