История мировой культуры

Ознакомление студентов с основами истории мировой культуры в контексте всемирно-исторического процесса и формирование научно-исторического мышления, понимания закономерностей историко-культурных процессов, их взаимообусловленности. Основным подходом к решению образовательных проблем истории мировой культуры относится периодизация историко-культурного процесса, изучение пространственных и временных рамок исторических событий, основных фактов, явлений, процессов, характеризующих целостность истории мировой культуры.

Изучение системы представлений об особенностях историко-культурного процесса во временной ретроспективе будет способствовать формированию общекультурной системы взглядов бакалавров.

выработать у первокурсников основы сравнительно-исторического мышления;

научить выделять особенности разных этапов историко-культурного процесса;

разъяснить различия эпох и периодов в истории мировой культуры с точки зрения изменений в духовной сфере жизни общества;

выработать навыки применения системы терминов и общетеоретических понятий по основным разделам дисциплины.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина по выбору студента «История мировой культуры» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые студенты первокурсники получили в процессе изучения школьных дисциплин «История России», «Всеобщая история», «Новая и новейшая история России и зарубежных стран», «Обществознание», «Мировая художественная культура» и элективных курсов. В то же время, дисциплина «История мировой культуры» подготавливает базу для овладения студентами знаниями по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического циклов: «История», «Философия», «Культурология», а также курсов по выбору студентов на протяжении последующих лет обучения: «Традиции и обычаи народов мира», «Псковский край в истории России».

Особенность дисциплины состоит в формировании знаний и навыков, определяющих историческую культуру, развитие гражданских качеств личности, формирование чувства сопричастности и уважения истории и культуры своей страны.

Дисциплина призвана способствовать развитию навыков использования исторических знаний в различных видах деятельности; приобретению историко-культурного опыта.

В рамках лекций предполагается систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. Лекционный курс рассматривает основные этапы истории мировой культуры. Раскрывается механизм взаимодействия мировых культур, общего и особенного в мировом историко-культурном пространстве.

Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний, конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, проверку самостоятельной работы. Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, написание доклада на одну из предложенных тем. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы, включает подготовку докладов, а также углубление знаний и навыков, полученных на практических занятиях. Используются интерактивные формы: дискуссии, обсуждение спорных проблем, проведение круглых столов и др. 

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий и занятий, проводимых в интерактивных формах.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-20.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные законы и принципы цивилизационного и культурологического подходов;

вариативность культурного развития,

основы историко-культурного развития человека и человечества;

уметь:

ориентироваться в современной отечественной и зарубежной исследовательской литературе в области этногенеза и культурного наследия;

использовать современные методы исторического исследования в создании  целостных представлений о вариативности и уникальности культур прошлого и современности.

предупреждать и регулировать конфликтные ситуации в межкультурных взаимодействиях, организовывать творческое сотрудничество представителей разных культур.

владеть:

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.