Методы принятия управленческих решений

Целью изучения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» является обучение будущих бакалавров в области менеджмента умению принимать решения, адекватные сложившейся ситуации, применению инструментальных средств исследования для решения поставленных задач управления.

Изучение будущими менеджерами прикладных методов разработки и принятия управленческих решений необходимо с учетом многоаспектности деятельности руководителя в условиях рыночной экономики.

Походами к решению образовательных проблем по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» являются системный анализ, методы ситуационного анализа, методы прогнозирования и моделирования и другие, предполагающие формирование навыков экономической и управленческой деятельности в современных условиях.

Заявленная цель дисциплины соотносится с целью подготовки будущих специалистов - решению профессиональных задач, способствует формированию экономического мышления менеджеров.

В процессе изучения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» бакалавр должен освоить технологии разработки и принятия управленческих решений, а также овладеть методами их разработки. В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

- усвоить теоретические основы разработки управленческих решений, состав процедур разработки и критерии оценки эффективности управленческих решений;

- овладеть приёмами исследования структурных аспектов, методов и моделей разработки управленческих решений;

- познакомить со способами прогнозирования при принятии решений;

- выработать навыки составления структурных схем, логических процедур выбора метода прогнозирования и разработки управленческих решений;

- раскрыть в условиях конкретной задачи с учетом характера располагаемой информации, средств и времени технологию принятия и реализации управленческих решений.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2) основной образовательной программы. Дисциплина базируется на базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2) «Математика», «Статистика», «Информационные технологии в менеджменте», а также на материалах базовой и вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б 3): «Теория менеджмента», «Управление изменениями», «Менеджмент организации: экономика и управление», «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)».

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» является закономерным продолжением таких прочитанных ранее циклов, как «Управление человеческими ресурсами», « Институциональная экономика».

Современное развитие науки управления требует внедрения новых подходов к разработке управленческих решений, базирующихся на использовании современных информационных технологий. В управлении решение связывает все аспекты деятельности менеджера – от формирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели.

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» призвана способствовать освоению обучающимися навыков управленческой деятельности в постоянно меняющейся экономической, организационной и политической среде. От обоснованности управленческих решений зависит эффективность системы менеджмента организации, прежде всего рациональность использования ресурсов и качество продукции.

Особенности изложения материала на лекционных занятиях связаны с изложением теоретического материала на примере разнообразных моделей поведения лица, принимающего решения. В лекционном курсе представлены сведения о развитии теории принятия решений, о сущности и содержании процесса разработки и принятия управленческих решений, условиях факторах обеспечения их качества и эффективности. Практические занятия направлены на закрепление знаний, полученных в результате аудиторной и внеаудиторной работы, с применением на практических  занятиях – тестирования, ситуаций для анализа и задач, которые ориентированы на развитие навыков разработки и принятия управленческих решений, дискуссии, и других методов.

Аудитории для проведения занятий оснащены необходимой специализированной мебелью и техническими средствами для предоставления учебной информации студентам. Может использоваться демонстрационное оборудование, обеспечивающее показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-15, ОК-17, ПК-8, ПК-9, ПК-18, ПК-24, ПК-28, ПК-31, ПК-32, ПК-34.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- роль и место управленческого решения в процессе управления, с учетом особенностей задач, решаемых в сфере менеджмента;

- системные и статистические основы прогнозирования и моделирования;

- приемы прогнозной диагностики и методы прогнозирования и планирования;

- способы оценки альтернативы, выбора оптимального варианта решения;

- приемы оценки результатов и последствий принятого управленческого решения;

- методы принятия решений в условиях неопределенности и риска.

уметь:

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности;

- выбирать метод оценки ситуации и прогнозирования эволюции сложных систем;

- строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

овладеть:

- навыками выявления проблемы, определения цели, оценки альтернатив;

- способностью выбора оптимальный вариант решения, оценки результатов и последствий принятого управленческого решения;

- приёмами использования эвристических и математических методов для описания различных ситуаций, требующих принятия тех или иных управленческих решений;

- навыками принятия решений в условиях неопределенности и риска.