Организационное поведение

Курс «Организационное поведение» нацелен на В процессе изучения курса раскрываются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

дать представление о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения, роли и месте в системе других наук;

познакомить студентов со взглядами ведущих зарубежных и российских теоретиков организационного поведения;

разъяснить основные принципы и категории теории организационного поведения;

изучить возможности разработки проектов организационных систем, основное внимание которых сосредоточено на человеке и его потребностях;

раскрыть методы описания поведения работников, групп, организаций;

показать способы изменения поведения индивида, группы в соответствии с критериями эффективности работы организации;

дать представление о благоприятном влиянии организационного поведения не только на эффективную деятельность фирмы, но и на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие личности работника;

научить навыкам управления конфликтными ситуациями;

акцентировать внимание студентов на поиск путей реализации теоретических положений науки в практической деятельности организации;

дать знания, необходимые менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Организационное поведение» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3), профилю: «Менеджмент организации».

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами профессионального цикла, такими как: «Основы менеджмента», «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент организации: экономика и управление».

В свою очередь, освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Организационное поведение», научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин профессионального цикла как «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент».

Курс «Организационное поведение» представляет собой сложную область знаний, исследующую поведенческие аспекты организационной системы в целом и поведения отдельной личности в организации.

Познание этой дисциплины необходимо для реализации практического менеджмента, для выполнения работ по планированию организационных изменений, проектирования систем оценки труда, разработки программ профессионального обучения.

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «Организационное поведение» являются лекции, семинары и самостоятельная работа.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по общей теории менеджмента, раскрывать состояние и перспективы развития поведенческих аспектов личности, групп и организации в целом, концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах организационного поведения, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, написание докладов или реферата на одну из предложенных тем. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы, включает подготовку докладов, а также углубление знаний и навыков, полученных на практических занятиях. Используются интерактивные формы: дискуссии, обсуждение спорных проблем, проведение круглых столов и др.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-30, ПК-37.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные теории поведения человека в организации; 

особенности взаимодействия личности и организации;

основы классификации и управления процессом коммуникации;

основные концепции мотивации трудового поведения и их применимость в управлении организацией; 

причины сопротивления организационным изменениям и подходы к управлению нововведениями;

принципы управления организационным поведением; 

особенности организационного поведения в системе международного бизнеса.

уметь:

выявлять основные тенденции развития организационного поведения в конкретной организации;

использовать методы управления поведением группы;

анализировать и описывать групповые и межличностные коммуникации;

выявлять причины и использовать методы предупреждения сопротивления организационным нововведениям;

применять основы менеджерского, маркетингового, социокультурного и социопсихологического подходов к анализу и управлению организационным поведением;

использовать основные методы анализа и разрешения конфликта;

проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.

владеть:

навыками управления организационным поведением отдельных сотрудников и групп;

различными способами проектирования и анализа межличностных, групповых и организационных коммуникаций в процессе управления конкретной организацией или коллективом;

способностью участвовать в реализации программы организационных изменений;

способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;

различными способами управления организационной культурой;

навыками по адаптации и совершенствованию организационного поведения в современных условиях.