Основы менеджмента

Результатами освоения дисциплины станет формирование таких представлений  о теории менеджмента, как общая теория управления, закономерности управления различными системами, управление социально-экономическими системами (организацией), концепция менеджмента, научные школы менеджмента, функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), структуры и системы менеджмента, связующие процессы в менеджменте, человек в системе менеджмента, роли менеджера, принципы целеполагания, основные бизнес процессы в организации.

Обучение теоретическим представлениям и навыкам в сфере управления организуется через освоение  коммуникативных и мотивационных процессов в коллективе людей, основ формирования формальных и неформальных структур в организации; определение роли и места лидера неформальной группы в трудовом процессе.

Специфика дисциплины требует применения различных интерактивных форм обучения (деловые игры, кейсы, тренинги) которые позволяют сформировать навыки анализа и интерпретации информации в процессе принятия и обоснования управленческих решений.

Заявленная цель дисциплины соответствует общей образовательной программе подготовки будущего специалиста (бакалавра) в сфере управления по профилю «Менеджмент организации» для осуществления организационно-управленческой, информационно-аналитической и/или предпринимательской деятельности.

ознакомить обучающихся с современной теорией менеджмента;

сформировать основы экономического мышления и обосновать необходимость применения принципов эффективного менеджмента в условиях российского рынка;

развить способности идентификации управленческих проблем и методов их решения;

обучить практическим навыкам управленческой деятельности.

структуре основной образовательной программы

Программа и содержание курса «Основы менеджмента» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 3).

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: - гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1): «Экономическая теория» и дисциплины математического и естественнонаучного цикла (Б 2).

Дисциплина «Основы менеджмента» имеет взаимосвязь со следующими дисциплинами профессионального цикла (Б 3): «Теория менеджмента», «Стратегический менеджмент»,  «Маркетинг», «Методы принятия управленческих решений».

Методологической основой курса являются общая теория систем и системный анализ, основные принципы которых изучаются студентами по профилю “Менеджмент организации” и в дальнейшем.

Изучение дисциплины должно способствовать формированию практических навыков по формированию и обоснованию управленческих решений и анализа различных источников информации.

В рамках лекций предполагается систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний, конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, проверку самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы.

Особенностью изложения данной дисциплины является необходимость  использования в рамках учебного процесса интерактивных форм обучения, в том числе анализ реальных управленческих ситуаций. Это предполагает сочетание индивидуальных и групповых форм проведения занятий, а также осуществления самостоятельной работы студентов.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования обеспечивающих показ тематических иллюстраций в т.ч. во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-13, ОК-19, ОК-20

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-22, ПК-25, ПК-26

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

основные этапы развития менеджмента как науки и профессии, принципы развития и закономерности функционирования и современные концепции организации в т.ч. особенности менталитета различных культур и их учет в процессе выполнения функций менеджмента;

роли, функции и задачи менеджера в современной организации, типы организационных структур, их основные параметры, основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования и контроля;

виды управленческих решений и методы их принятия;

основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

составлять операционные и производственные планы.

анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; 

анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.

управлять возникшей ситуацией, демонстрировать способности в решении задач в сфере профессиональной деятельности,

Владеть:

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

навыками принимать рациональные решения в рамках экономического поведения с учетом особенностей национального менталитета и рынка;

давать оценку принимаемым решениям, прогнозировать результаты сво­их профессиональных воздействий, принимать ответственность за свои профессиональные действия;

современным инструментарием управления человеческими ресурсами, методами оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

навыками деловых коммуникаций специальной терминологией и лексикой и составления документов, необходимых для документирования управленческих процессов;

методами и навыками осуществления организационных изменений и оценки их эффективности;

навыками разработки мероприятий по мотивированию и стимулированию персонала организации.