Теория менеджмента

Целью освоения учебной дисциплины «Теория менеджмента»  является формирование у бакалавров базового комплекса теоретических знаний и практических навыков области управления организацией.

Обучение теоретическим представлениям и навыкам в сфере управления организуется через освоение  коммуникативных и мотивационных процессов в коллективе людей, основ формирования формальных и неформальных структур в организации; определение роли и места лидера неформальной группы в трудовом процессе.

Специфика дисциплины требует применения различных интерактивных форм обучения (деловые игры, кейсы, тренинги) которые позволяют сформировать навыки анализа и интерпретации информации в процессе принятия и обоснования управленческих решений.

Заявленная цель дисциплины соответствует общей образовательной программе подготовки будущего специалиста (бакалавра) в сфере управления по профилю «Менеджмент организации» для осуществления организационно-управленческой, информационно-аналитической и/или предпринимательской деятельности.

формирование знаний общих принципов и положений теории менеджмента и на этой основе получение ими специальных знаний и навыков по управлению поведением как отдельного работника, так и всей организацией.

обучение теоретическим основам организации коммуникативных и мотивационных процессов в коллективе людей, основ формирования формальных и неформальных структур в организации; определение роли и места лидера неформальной группы в трудовом процессе;

обучение методам анализа поведения людей в процессе трудовой деятельности, включающего исследование влияния социально-биологических и социально-психологических факторов;

осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

обучение умению критически оценивать с разных сторон поведение как группы людей в целом, так и отдельных личностей, анализировать тенденции поведения людей в сфере профессиональной деятельности, а также уметь на этой основе управлять поведением организации.

структуре основной образовательной программы

Программа и содержание курса “Теория менеджмента” представляет собой дисциплину профессионального цикла ООП (Б 3). Базовая часть.

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: - гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1): «Экономическая теория» и дисциплины математического и естественнонаучного цикла (Б 2)- «Математика».

Дисциплина «Теория менеджмента» имеет взаимосвязь со следующими дисциплинами профессионального цикла (Б 3): «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент»,  «Маркетинг», «Методы принятия управленческих решений», «Теория организации».

Методологической основой курса являются общая теория систем и системный анализ, основные принципы которых изучаются студентами по профилю “Менеджмент организации” в том числе в рамках дисциплины «Основы  менеджмента», а также позднее в рамках курса обучения.

Изучение дисциплины должно способствовать формированию практических навыков по формированию и обоснованию управленческих решений и анализа различных источников информации с использованием современных принципов и подходов к обоснованию управленческих решений.

В рамках лекций предполагается систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний, конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, проверку самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы.

Особенностью изложения данной дисциплины является необходимость  использования в рамках учебного процесса интерактивных форм обучения, в том числе анализ реальных управленческих ситуаций. Это предполагает сочетание индивидуальных и групповых форм проведения занятий, а также осуществления самостоятельной работы студентов.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования обеспечивающих показ тематических иллюстраций в т.ч. во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК13, ОК19, ОК20, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК7, ПК8, ПК22, ПК25, ПК26

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

основные социально-значимые проблемы и процессы; этические и правовые нормы, регулирующие социально-экономические процессы;

принципы развития и закономерности функционирования организации;

принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

виды управленческих решений и методы их принятия, и обоснования;

теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики,  коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

сущность понятий ситуация, управленческое решение, среды организации;

современные концепции организации операционной деятельности

уметь:

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, оценивать их влияние на организацию, в том числе. учитывая этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека с человеком, обществом, окружающей средой;

анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; 

анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

структурировать различные факторы, влияющие на построения и анализ управленческой ситуации, использовать количественные и экспертные методы обоснования управленческих решений и их последствий;

проектировать систему мотивации и понимать различия видов власти и лидерства;

разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

применять функции управления в рамках управления операциями и процессами внутри организации.

владеть:

методами реализации основных управленческих функций; навыками и технологиями формирования механизмов принятия организационно-управленческих решений;

современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

навыками деловых коммуникаций, бесконфликтной работы и толерантного поведения, умением использовать социально значимые факторы как ограничения при принятии управленческих решений;

методами планирования карьеры, методами и способами мотивации персонала.

основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде.

навыками практического освоения и применения инновационных методов управления