Теория организации

Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организации как субъекте совместной деятельности людей и объекте управлении, а также теоретические знания и практические навыки в вопросах организации, ее системного изучения, проектирования и управления организацией.

Теория организации  — это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей нас действительности.

Под  теорией  организации  понимают систему  суждений, описывающую и объясняющую процесс создания, функционирования и  развития  организаций,  дающую  знание  реальных  оснований  всех выдвинутых  положений  и  обобщений  и  сводящую  открытия  в области  организационных  связей  и  отношений  тенденции, закономерности, законы и принципы к единому началу. 

Основополагающая  задача теории организации - изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. 

Тесная связь теории организации с другими отраслями знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет, обобщающий и развивающий научные достижения и дающий практические рекомендации деятельности на основании общих законов развития организаций.

В процессе изучения курса «Теория организации» необходимо решить следующие задачи:

-формировать знания о развитии организационно-управленческой мысли в России и за рубежом;

-познакомить с принципами и законами формирования и развития организации;

-обладать определенным объемом знаний об источниках, а также способах формирования и развития организационной культуры, с целью совершенствования деятельности организации;

-получить необходимые знания о разнообразии организаций, сущности и элементарных процессах преобразования систем, о процессах самоорганизации;

-формировать знания, необходимые менеджеру для работы в много­национальном коллективе в условиях глобализации.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Теория организации» относится к вариативной части  профессионального цикла (Б3) и является обязательной для изучения.

Теория организации как самостоятельная области знаний  сформировалась и  выделилась из содержания са­мых разнообразных научных направлений и дисциплин. При этом все области знаний, направления и научные школы прежде всего исследо­вали именно организацию соответствующих объектов, и уже этим вне­сли свой вклад в формирование единых организационных начал об­щей системы познания.

Теория организации занимает особое место в ряду учебных дисциплин профиля подготовки менеджмент организации и других смеж­ных специальностей. Каждый человек, осознанно или бессознатель­но, всегда участвует в организационных процессах, являясь элементом различных социальных, экономических, культурных и иных органи­зационных структур. Что касается менеджмента, организация (пред­приятие), с одной стороны, является средой деятельности менеджера, с другой - организация  выступает одной из основ­ных функций управления. Теория организации является одной из основных теоретических дисциплин специальности, но менеджмент это чрезвычайно динамичная научная среда, поэтому студентам необходимо ориенти­роваться не на запоминание учебного материала, а на его осмысление, учиться думать категориями своей специальности, искать противо­речия, выявлять проблемы, задавать вопросы и искать ответы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение теории организации является закономерным продолжением изучения таких дисциплин, как «Теория менеджмента», «Управленческими человеческими ресурсами», «Управление изменениями», «Основ менеджмента» и других.

Дисциплина представляет собой изучение теоретической части, а также закрепление на практике полученных знаний посредством проведения занятий в компьютеризированных классах, с использование прикладного программного обеспечения и современных средств Интернета.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-8, ОК-13, ПК-2, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-25, ПК-37

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные социально-значимые проблемы и процессы, понимать основные закономерности и противоречия, имеющие место в социально-экономической и политической внешней среде современного предприятия;

общие характеристики коммуникативного процесса как объекта управления; основы классификации и управления процессом коммуникации;

цели, задачи и функции современной организации,  роль организационной структуры в управлении предприятием. 

уметь:

определять и анализировать социально-значимые проблемы процессы и явления; использовать методы диагностики и систематизации профессиональных проблем;

анализировать структуру полномочий и ответственности в организации;

анализировать распределения власти и лидерских функций в организации, виды и способы мотивации различных групп персонала;

анализировать и описывать групповые и межличностные коммуникации;

выявлять характеристики организационных структур, проблемы, преимущества и недостатки при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

овладеть:

технологиями позволяющими ориентироваться в разнообразных процессах и явлениях, грамотно выстраивать траекторию анализа, прогноза и моделирования ситуаций;

методами оценки полномочий и их делегирования;

различными способами  проектирования и анализа межличностных, групповых и организационных коммуникаций в процессе управления конкретной организацией или коллективом.