Управление человеческими ресурсами

Курс «Управление человеческими ресурсами» нацелен на формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в управления человеческими ресурсами для достижения им стратегических целей развития организации. В области управления человеческими ресурсами важно глубоко понимать механизм личностного взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности, развивать способности и навыки к принятию управленческих решений в соответствии с задачами организации и интересами каждого работника. Все разделы дисциплины имеют методологическую и практическую направленность, ориентированы на решение ключевых проблем в сфере анализа тенденций и закономерностей развития общества.

Цель изучения курса — сформировать у студентов системные представления о содержании и тенденциях развития управления человеческими ресурсами как научной дисциплины, и как области практической деятельности, позволяющей анализировать социально-экономические процессы.

помочь студентам овладеть знаниями и навыками формирования системы управления человеческими ресурсами в организации в соответствии с изменениями экономической и социальной среды вне и внутри организации, стратегией развития бизнеса;

обеспечить понимание эффективного механизма соединения личностного фактора с требованиями организации в процессе набора, отбора и адаптации кадров;

помочь овладению знаниями и практическими навыками управления мотивацией работника для достижения цели организации;

сформировать умения оценки результативности труда работника;

способствовать приобретению знаний и навыков в области выбора методов развития человеческих ресурсов в организации и управления деловой карьерой каждого работника.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» относится к базовой части профессионального цикла (Б3).

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, такими как: «Теория менеджмента», «Основы менеджмента», «Экономическая теория», «Психология», «Логистика».

Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Теория организации», «Управление качеством», «Бизнес-планирование», «Антикризисное управление».

Программа курса должна ознакомить студента с понятийным аппаратом дисциплины, обучить его основным методам и способам подготовки и принятии решений при управлении человеческими ресурсами, их реализации и контроля.

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по общей теории менеджмента, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, написание доклада на одну из предложенных тем. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы, включает подготовку докладов, а также углубление знаний и навыков, полученных на практических занятиях. Используются интерактивные формы: дискуссии, обсуждение спорных проблем, проведение круглых столов и др.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-20, ОК-21, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-37.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

роли, функции и задачи менеджера по управлению персоналом в современной организации;

основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

роль и место системы управления персоналом в организационном управлении и его связь со стратегическими целями и задачами организации;

практику управления персоналом в современных условиях;

применяемые, в сфере управления персоналом, бизнес-процессы, роль  менеджеров и специалистов по управлению персоналом.

уметь:

анализировать состояние, тенденции и перспективы развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

реально оценивать положение организации на рынке труда;

разрабатывать и предлагать мероприятия по изменению имиджа организации как работодателя;

выполнять аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации в организации;

разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

использовать современные методы оценки и аттестации сотрудников;

разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.

владеть:

современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

навыками исполнения основных функций HR-менеджера;

навыками ведения кадровой документации.