Этика и культура управления

В современном обществе проблемы этики и проблемы управления неразрывно связаны. Стремительный темп перемен во всех сферах жизни постоянно порождает столкновение нравственно-культурных образцов и нравственно-культурных идеалов, конфликт сущего и должного, личностный выбор различных альтернатив. Трудно предсказуемыми процессами развития необходимо управлять. Управление - более сложный вид деятельности, чем просто “руководство”.

Разъяснить специфику этики, морали, нравственности как необходимой теоретико-методологической составляющей основы курса; разъяснить природу этики деловых отношений; познакомить  с принципами  профессиональной этики; разъяснить влияние культуры управления на развитие организации; познакомить с  нормами этичного поведения руководителя и влияния руководителя на культуру организации; уметь применять на практике навыки  этичного решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций; познакомить с основами деловой риторики, касающейся сущности культуры речи, дискуссии и речевого поведения; разъяснить этические нормы дистантного общения; обладать определенным объёмом знаний по ведению деловых переговоров, совещаний; получать знания об имидже делового человека.

структуре основной образовательной программы

Дисциплина по выбору студента «Этика и культура управления»  предназначена для изучения студентами дневного обучения 3-го курса направления 080200 - «Менеджмент»  по профилю подготовки - менеджмент организации и относится к вариативной части профессионального цикла.

Курс «Этика и культура управления» позволит дать студентам глубокие знания в области  этики и культуры управления и научить применять полученные знания в практической работе, а также является неотъемлемой частью системы знаний, позволяющих формировать у студентов не только профессиональные знания, но и практическую профессиональную культуру.  Отличительной чертой данной дисциплины является формирова­ние у студентов соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики, что является необходимым условием к успешной профессиональной деятельности.

Освоение студентами знаний современной этики и культуры управления в контексте этики деловых отношений и деловой культуры XXI века. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективности деятельности специалиста.

Дисциплина имеет важное значение для профессиональной подготовки специалистов в области менеджмента и связана с социально-экономическими дисциплинами как «Культурология», «Управление персоналом». Значимость курса – в его практической направленности, в реальном прикладном характере этических, этико-культурных знаний, которые способны трансформироваться в жизненно важные нормы и ценности.

Учебная работа (36 часов) проводится в виде аудиторных и внеаудиторных занятий. Основными формами учебных занятий по профессиональной этике и этикете составляют лекции, семинары и практические занятия. Лекционный курс раскрывает основные положения каждой темы, освещает степень разработанности и существующие проблемы их изу­чения, раскрывает способы анализа исследуемых явлений.

  Проведение практических занятий предполагает конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, закрепление изучае­мых вопросов путем соединения полученных теоретических знаний с решением конкретных практических задач в области этики и культуры управления.

Лекции читаются с использованием  мультимедийного  оборудования, на семинарских  занятиях используются активные методы обучения: моделирование, игровое проектирование, ролевые и деловые игры. Практические работы предполагают подготовку презентаций. Формой контроля предусмотрено проведение промежуточных микрозачетов по каждой теме.

Внеаудиторная работа (72 часа) предполагает самостоятельное изучение некоторых разделов дисциплины с помощью учебной и научной литературы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-01, ОК-5, ОК-07, ОК-14, ОК-15, ОК-19, ОК-22, ПК-4. В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

термины, категории, методы и алгоритмы, относящиеся к восприятию, анализу, преобразованию и обобщению информации;

основные нормы современного русского языка, качества речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);

сущность мотивации как функции управления, лидерства и власти как основы системы управления.

уметь:

строить взаимодействие с коллегами с учетом критериев эффективного общения и нравственного поведения;

интерпретировать результаты;

понимать цели, задачи и функции культуры управления;

выявлять и анализировать ценности организации и ценностные ориентации личности;

использовать этические знания для повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

применять полученные знания в практике своей будущей деятельности;

овладеть:

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

навыками приложения этических принципов к конкретным ситуациям управленческих решений;

навыками работы в коллективе;

знаниями общих норм делового этикета, его культурно-национальных особенностей. 

Скачать программу курса